1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 117 Кодекса Республики Беларусь об образовании, нормативными правовыми актами Республики Беларусь в сфере образования, Уставом и Программой развития государственного учреждения образования «Нисимковичская базовая школа» и регламентирует содержание и порядок проведения самоконтроля за обеспечением качества образования в учреждении образования.
1.2. Самоконтроль за обеспечением качества образования – комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку, самооценку образовательной деятельности, осуществляемый учреждением образования.
1.3. Положение о самоконтроле за обеспечением качества образования утверждается директором учреждения образования
Цель – установить соответствие функционирования и развития образовательной системы учреждения образования требованиям образовательных стандартов общего среднего образования, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, иным требованиям, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства; соответствие образовательной и иной деятельности учреждения образования требованиям законодательства об образовании с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию образовательного процесса.
Задачи самоконтроля:
систематический контроль качества преподавания учебных предметов, соблюдения научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам обучения и воспитания;
поэтапный контроль процесса усвоения знаний учащимися, уровня развития, владения методами самостоятельного приобретения знаний;
оказание методической помощи педагогам, совершенствование и развитие их профессионального мастерства;
постоянное изучение выполнения планов работы учреждения образования, принимаемых управленческих решений;
изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса, разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций.
3.1. Права лица, осуществляющего самоконтроль:
выбирать методы проверки в соответствии с тематикой и объемом контроля;
контролировать состояние преподавания учебных предметов;
проверять ведение школьной документации;
координировать совместно с проверяемым педагогическим работником сроки контроля;
организовывать и участвовать в проведении письменных проверочных работ по учебным предметам;
контролировать состояние методического обеспечения образовательного процесса;
привлекать к самоконтролю специалистов по учебному предмету для проведения качественного анализа деятельности проверяемого педагогического работника;
посещать учебные и факультативные занятия, внеурочные мероприятия, занятия по интересам с последующим анализом;
контролировать внеурочную работу педагогического работника с учащимися;
контролировать создание педагогическим работником безопасных условий проведения учебных и факультативных занятий по предмету;
организовывать социологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование всех участников образовательного процесса;
по итогам самоконтроля вносить предложения о поощрении и наказании педагогического работника;
рекомендовать по итогам самоконтроля обобщение опыта работы педагога в учреждении образования для дальнейшего использования другими педагогическим работниками;
рекомендовать педагогическому совету принять решение о предоставлении педагогическому работнику «права самоконтроля».
3.2. Обязанности лица, осуществляющего самоконтроль:
проводить самоконтроль в сроки определенные планом работы учреждения образования на учебный год, приказами;
проводить предварительное собеседование с педагогическим работником по тематике самоконтроля;
тактично относиться к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий;
ознакомить педагогического работника с итогами самоконтроля;
оказывать методическую помощь педагогическому работнику в реализации предложений и рекомендаций, данных во время самоконтроля;
проводить повторный самоконтроль за устранением данных во время проведения проверки замечаний, недостатков в работе;
оформлять в установленные сроки анализ проведенного самоконтроля;
готовить материалы о деятельности педагогического работника для проведения аттестации;
принимать управленческие решения по итогам проведенного самоконтроля.
4.1. Самоконтроль выполняет следующие функции:
диагностирующую;
мониторинговую;
коррекционную;
оценочную;
стимулирующую.
4.2. Директор учреждения образования, заместитель директора вправе осуществлять самоконтроль результатов деятельности работников по вопросам:
соблюдения законодательства Республики Беларусь и осуществления государственной политики в области образования;
использования методического обеспечения в образовательном процессе;
реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков и расписаний;
соблюдения Устава, Правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов учреждения образования;
соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости;
использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативными документами;
другие вопросы в рамках компетенции директора учреждения образования, заместителя директора.
4.3. При оценке работы учителя в ходе самоконтроля учитывается:
выполнение государственных программ в полном объеме (теоретической и практической части);
уровень учебных достижений, развитие учебных и предметных компетенций учащихся;
степень самостоятельности учащихся;
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
совместная деятельность учителя и учащихся;
наличие положительного эмоционального микроклимата;
умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации и другого материала, направленного на усвоение учащимися знаний, использование электронных средств обучения);
способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю результатов педагогической деятельности;
умение корректировать свою деятельность и обобщать свой опыт.
4.4. Принципы самоконтроля:
научность;
актуальность;
системность;
объективность;
гласность;
плановость;
действенность.
4.5. Виды самоконтроля:
тематический;
фронтальный;
персональный.
4.6. Формы самоконтроля:
персональный;
классно-обобщающий;
предметно-обобщающий;
тематически-обобщающий;
комплексно-обобщающий;
обзорный.
4.7. Субъекты самоконтроля:
учащиеся;
педагогические работники;
учебно-методические объединения педагогических работников;
родители и законные представители несовершеннолетних учащихся.
4.8. Объекты самоконтроля:
основные условия образовательного процесса;
ход образовательного процесса при реализации образовательных программ общего базового образования.
4.9. Методы самоконтроля: анкетирование, тестирование, социальный опрос, мониторинг, наблюдение, изучение документации, посещение учебных занятий, анализ и самоанализ учебных занятий, собеседование, результаты образовательной деятельности учащихся.
4.10. Методы самоконтроля результатов образовательного процесса: наблюдение, устный и письменный опрос, письменная проверка знаний (срез-тесты, контрольные работы), комбинированная проверка, собеседование, анкетирование, тестирование, проверка документации.
4.11. Самоконтроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения срез-тестов, контрольных работ.
4.12. Административный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с планом работы учреждения образования на учебный год, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года, ежемесячно размещается на стенде.
4.13. Самоконтроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях учащихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
4.14. Самоконтроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (состояние здоровья учащихся, организация питания, выполнение режима, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
4.15. Самоконтроль в виде срез-тестов, контрольных работ осуществляется директором учреждения образования или его заместителем с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации учащихся.
5.1. Основания для проведения самоконтроля:
заявление педагогического работника на прохождение аттестации для получения очередной квалификационной категории;
самоконтроль в рамках реализации плана работы учреждения образования на учебный год;
проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.
5.2. Правила проведения самоконтроля:
самоконтроль осуществляет директор учреждения образования или по его поручению заместитель и другие специалисты;
директор издает приказ о сроках и теме предстоящей проверки, составе комиссии, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, утверждает программу проведения контроля;
программа проведения контроля определяет вопросы конкретной проверки и должна обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов самоконтроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности учреждения образования или должностного лица;
продолжительность самоконтроля не должна превышать 20 рабочих дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий у одного учителя;
члены комиссии имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету самоконтроля;
при обнаружении в ходе самоконтроля нарушений законодательства Республики Беларусь в области образования, о них сообщается директору учреждения образования;
при проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в плане работы учреждения образования на месяц указаны сроки контроля;
в экстренных случаях директор и его заместитель могут посещать уроки и занятия учителей учреждения образования без предварительного предупреждения (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушение прав ребенка, законодательства об образовании);
при проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков и занятий.
6.1. Результаты самоконтроля оформляются в виде:
информации о состоянии дел по проверяемому вопросу;
иной формы, установленной в учреждении образования.
6.2. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и предложения.
6.3. Информация о результатах самоконтроля доводится до работников учреждения образования под подпись.
6.4. При несогласии педагога с результатами самоконтроля в целом или по отдельным фактам и выводам он вправе сделать соответствующую запись в итоговом материале и обратиться в конфликтную комиссию профкома или вышестоящие органы управления образованием.
6.5. По итогам самоконтроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического совета, совещания при директоре, совещания при заместителе директора, рабочие совещания с педагогическим коллективом.
6.6. Результаты самоконтроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии.
6.7. Директор учреждения образования по результатам самоконтроля принимает следующие решения:
об издании соответствующего приказа;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов;
о поощрении работников;
о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
иные решения в пределах своей компетенции.
6.8. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях учащихся, родителей, законных представителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.