Выпускной год в "дошкольном университете" — самый ответственный. Опытный педагог, даже не пользуясь специальными "диагностиками", определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в "решающий годовой этап" следует позаниматься. Психологи будут говорить на родительских собраниях о проблемах "неготовности", к которым относятся чрезмерная игривость, инфантильность, недостаточная самостоятельность, низкий уровень эмоционального и социального развития, излишне вялая, или наоборот, напряженная рука, неточные движения, нескоординированность их. Специалисты предупредят, что муштрой, "дрессировкой" помочь нельзя — можно только воспитать отвращение к школе, к учебному труду. Конечно, если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответствующих областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения, а если нет. Неподготовленный ребенок даже в повседневной жизни нуждается в посторонней помощи, не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память. Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психического здоровья. Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей. Упражнения на развитие ручной умелости "прописываются" обычно каждому. На шестом году жизни дети совершенствуют (или, к сожалению, только осваивают) способы резания, склеивания, сгибания, наматывания, пересыпания, складывания, используя такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудия труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, пилу, молоток, гвоздодер, грабли, метлу, щетки, лейки, лопаты. Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать нужные материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его. В любой детской полезной деятельности, называемой "продуктивной", в детском труде развиваются ручные и умственные умения и навыки, совершенствуется мускулатура кисти, пальцев, формируется воля, организованность и исполнительность — все то, что необходимо для школы. Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением и письмом, овладевают этими умениями успешно и с интересом, особенно на играх и материалах Монтессори. Но так как для письма, имеющего сложнейшую психофизиологическую структуру, включающую механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа — руки. Придется действовать обходным путем. Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры. Л. С. Выготский советовал начинать письмо с рисования, а в одной из своих работ приводил пример того, как древние иудеи выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали «писали» на доске, которую потом дети вылизывали с аппетитом, — так язык "запоминал" графический облик слова лучше, чем глаза. Доктор М. Монтессори также предложила "ручное" и сенсомоторное обучение письму — чтению и методику специального рисования и штрихования (рис. 35). Все обуче¬ние графической речи она разработала как игровое обучение новому способу общения; общение с помощью рисунков и подписей к ним, общение через игру в почту, в телеграф, общение поздравительными посланиями. Детям всегда интересно изготовить что-то предметное "весомое, зримое", и потому открывается "книгоиздательство" и журнально-газетное дело: кто рисует, а кто "интервью" берет, а кто-то пишет заметку. Многие дети осваивают чтение, когда заинтересуются печатной машинкой или "печатанием" букв на основе штампов, печатей. Рис. Штрихование, прокалывание, вышивание букв Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. "Уча другого, учусь сам" — девиз ребенка шестого года жизни. В семьях, случается, учить больше некого — или все дети более старшие, или ребенок — единственный. В группе Монтессори дети шестого года жизни выполняют роль "маленького учителя". Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования. Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в "самопрезентации" и самозащите: и в словесной и даже физической (подраться и помириться нужно тоже уметь). Почти идеальный образ такого "подготовленного к школе ребенка создал великий педагог, философ и писатель Л. Н. Толстой. Герой его известного рассказа "Филиппок" сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решился открыть тяжелую заледеневшую школьную дверь и сам себя детям и учителю отрекомендовал, хотя и после некоторого замешательства: детей незнакомых в классе было много, да и взрослый дядя-учитель никакими вопросами "наводящими" совсем не помогал. Зато этот же учитель, несмотря на то, что Филиппок всего-то несколько букв знал и "ф" с "х" путал, и при этом еще и хвастливо успел сообщить, что он "страсть какой бедовый" (в значении "сообразительный"), в школу его записал. Незнающего даже азбуки, неумеющего свое имя написать, по годам не доросшего до школьника?! Почему? На современном психолого-педагогическом языке обоснование учителя прозвучало бы так: за самостоятельность, за высокую степень школьной мотивации (т.е. за большое желание учиться), за умение защитить себя и заявить о себе ("самопрезентация"), за умение находить друзей и дружить (помните, как дети деревенские за Филиппка переживали, стремились его поддержать). А наши с вами воспитанники похожи на Филиппка? Если да — то к школе мы их подготовили правильно.
Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
-
- Работа с молодыми специалистами
- Методическая копилка
- ПОЛОЖЕНИЕ о самоконтроле за обеспечением качества образования
- Веб-учительская для педагогов
- График работы с высокомотивированными учащимися
- Методическая тема
- Методический совет
- Предметные недели
- Республиканская олимпиада
- Областная олимпиада
- В помощь учителю
- Функциональная грамотность
- Финансовая грамотность
- Аттестация педагогических работников
-
- ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2024/2025
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2024/2025
- ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21 ноября 2024 г. N 505
- Кодекс об образовании
- Государственный школьный стандарт
- Правила педагогических работников
- О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования
- Инструкция об организации пропускного режима
- Правила внутреннего распорядка для учащихся
-
- О приглашении к поступлению в УВО
- УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 3 января 2023 г. № 2
- О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования
- Информация о трудовых вакансиях в Чечерском районе
- Целевая подготовка специалистов на педагогические специальности
- Приемная компания в учреждения высшего образования
- О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования
- Вопросы к вступительным экзаменам по целевым договорам
- УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «РЕЧИЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
- Белорусский государственный университет физической культуры
- Целевые направления на обучение по специальностям сельскохозяйственного профиля
-
- Полезно знать
- 10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника
- Вы спрашиваете - Мы отвечаем!
- Готов ли мой ребенок к школе?
- Повышение уровня речевой готовности ребенка к школе
- Поговорим о школе
- Характеристика психического и физического развития детей
- Что делать, если ребенок не хочет учиться?
- Шестой год: рука готовится к школе.
- Лекция для родителей и учителей
- Памятки для родителей
- Ответственность за оставление несовершеннолетних детей в опасности
- Школьная форма
- Как помочь ребенку в выборе профессии
- Советы психолога для родителей
-
- Ведение дневников учащимися
- Права ребёнка
- Школьная форма
- Права и обязанности учащихся
- Дисциплинарная ответственность обучающихся
- ПРАВИЛА поведения несовершеннолетних в общественных местах
- Трудоустройство молодежи в свободное от учебы время
- Памятка для учащихся
- Гомельский технопарк
- Национальный детский технопарк
-
- Профориентация
- Топ-5 профессий будущего с хорошими зарплатами
- ГУО "Гомельское кадетское училище"
- УО "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь"
- УО "Могилёвский институт МВД"
- УО "Могилёвский специализированный лицей МВД"
- Как стать лицеистом МВД
- О востребованных в регионе профессиях, местах их получения, возможностях трудоустройства
- Профессиональная ориентация на педагогические специальности
-
- Телефоны "горячей" линии
- Обращение граждан
- Вышестоящие органы
- Банковские реквизиты
- График работы администрации ГУО
- Административные процедуры
- Главное управление образования Гомельского облисполкома
- Чечерский районный исполнительный комитет
- Отдел образования Чечерского райисполкома
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- Образцы заявлений
- Оказание ситуационной помощи
- Электронное обращение
- Обращения граждан и юридических лиц. Что изменилось с 02.01.2023?
- ГРАФИК проведения «прямых» телефонных линий должностными лицами отдела образования Чечерского райисполкома
-
- Советы, для адаптации малыша к детскому саду
- Перечень необходимых документов для поступления в дошкольное учреждение образования
- Оплата за питание
- В помощь родителям
- Маршрут выходного дня
- СПЕЦЫЯЛЬНА-АРГАНІЗАВАНАЯ ДЗЕЙНАСЦЬ
- Новости
- Фестиваль «Безопасное детство»
- Перечень основных товаров, рекомендуемых для приобретения родителями
- Информации о количестве свободных мест в дошкольном учреждении образования
- Интерактивная карта учреждений дошкольного образования Чечерского района
-
- Охрана жизни и здоровья
- ПРИКАЗ "О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
- Электробезопасность
- «Гордимся, что научили!»
- Безопасность в интернете
- Мы - за здоровый образ жизни!
- Правила личной безопасности
- Профилактика ДТП
- Профилактика детского травматизма
- Концепция нулевого травматизма «Vision Zero»
- Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна
- Безопасность на воде
- Советы по соблюдению электробезопасности при выборе гирлянд для декоративного освещения
- Цифровая безопасность
-
- Приложение-помощник
- Спецторяд 112
- Если разбился градусник
- Про извещатели и не только
- Самая популярная забава зимой для взрослых
- Новогодние украшения
- Новогоднее развлечение
- Не учатся на чужих ошибках
- Эффективный способ поддержания тепла
- Безопасная среда для детей
- Разрыв бытовых котлов
- Безопасный Новый год
- Набор в лицей МЧС
- Приглашаем в университет МЧС
-
- Телефоны доверия
- Отделения ТЦСОН
- Нормативно - правовая база
- График индивидуальных консультаций
- Родителям
- Учителям
- Дом без насилия
- Памятки
- Организация деятельности
- Государственные программы
- Профилактика и выявление неблагоприятной для детей обстановки
- Предупреждение насилия в отношении несовершеннолетних
- Профилактика суицидального поведения
-
- Участковый инспектор ИДН
- Профилактика противоправного поведения
- Официальная страница ИДН Чечерского РОВД
- ИДН Чечерского РОВД информирует
- Направление несовершеннолетних в спецучреждения закрытого типа
- Виды административной ответственности
- Алгоритм деятельности администрации, работников учреждений образования при выявлении фактов самовольных уходов несовершеннолетних
- Возраст, с которого наступает административная и уголовная ответственность
- Рекомендации для педагогических работников по разъяснению учащимся нововведений в Правила дорожного движения, вступивших в силу 27 октября 2022 года
- Ответственность участников несанкционированных массовых мероприятий
- Права и ответственность несовершеннолетних
- Уголовная ответственность за изготовление и распространение порнографии
-
- Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков
- Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения» для родителей и педагогов образовательных организаций
- Ответы на ваши вопросы о наркотиках
- Административная ответственность
- Совокупные признаки приема наркотиков
- Закон РБ 245-З от 29.01.2015
- Закон РБ 407-З от 19.07.2016
- Осторожно: вовлечение в наркобизнес!
- Памятки
-
- Публикации
- Могилы жертв фашизма Каменка
- Могила жертв фашизма Средние Малыничи
- Могилы жертв фашизма Будище
- Могилы жертв фашизма Беляевка
- Могилы жертв фашизма Высокая Грива
- Могилы жертв фашизма Залесье
- Могилы жертв фашизма Слободка
- Могилы жертв фашизма Старая Яцковщина
- Могилы жертв фашизма Чечерск
- Могилы жертв фашизма Шиловичи
- Могилы жертв фашизма Бабичи
- Могилы жертв фашизма Сидоровичи
- Населенные пункты Чечерского района полностью или частично уничтоженные за время оккупации в годы Великой Отечественной войны
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Шестой год: рука готовится к школе.
Дата: 19 сентября 2015 в 14:48, Обновлено 17 мая 2023 в 09:30
Автор:
Бацанов Ю. А.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.
Телефоны: +375 2332 71534, +375 2332 71507
Email: nisimkovichi-school@mail3.gov.by
© 2011 - 2024
ООО "Образовательные системы"