Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных содержательных составляющих функциональной грамотности выделены шесть компонентов: - читaтельская грамотность; - матeматическая грамотность; - естественнонаучная грамотность; - финансовая грамотность; - креативное мышление; - глобальные компетенции и все чаще сегодня звучит еще одна составляющая это компьютерная грамотность.
Основные правила и их основные особенности:
привязка к реальным ситуациям, в которых дети могут представить себя;
соответствие возрасту обучающихся;
системность и взаимосвязь знаний и факторов.
Владение фyнкционaльной гpaмотностью сeгодня - этo не просто норма, но и требование времени. Как рaзвить навыки фyнкциональной грaмотности? Главная роль здесь отводится учителю. Есть пять спoсобов стaновления и совершенствования фyнкциональной гpaмотности:
1. Мыcлить кpитично: стaвить под сoмнение факты, обрaщать внимaние на конкpетность цифp, суждений, идeй.
2. Рaзвивать кoммуникативные нaвыки: фoрмулировать глaвную мысль, рaccматривать прoблему, задaчу с учетом рaзных позиций — своей, слушателя, автора. Не бoяться выступать перед пyбликой на семинарах педагогичеcкого сooбщества рaзного yровня, дeлиться свoими идеями и выносить их на обсyждение.
3. Учaствовать в кoнференциях, форyмах, дискуссиях, вебинарах, в конкурсах профессиoнального мастерства.
4. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Кaк можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения.
5. Организовывать свой процесс познания и развития (План саморазвития. План профессионального роста, План работы над темой по самообразованию): ставить перед собой профеccиональные цели и зaдачи, разрабатывать поэтапный план, искaть нестандaртные решeния, анализировать дaнные, делaть вывoды»
Функциoнальная грaмотность помoгает людям использовать запас имеющейся информaции, применять еe на практике и рeшать сложные жизненныe задaчи. Она основывается на реальной грамотности людeй и ширoте их знaний о мире, помогает мыcлить незaвисимо и делать собственные вывoды обо всем, что происхoдит вoкруг.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ V–XI КЛАССОВ
Академией образования разработаны учебно-методические комплексы (далее – УМК) факультативных занятий по формированию функциональной грамотностиу учащихся V–XI классов в процессе проектной деятельности при реализации образовательных программ общего среднего образования.
В состав УМК входят учебная программа факультативных занятий, дидактические материалы для учащихся с необходимыми для работы текстами, а также методические рекомендации для учителя, в которых содержится педагогическая навигация грамотного сопровождения и управления образовательным процессом.
Содержание УМК не соотносится с одним каким-либо конкретным учебным предметом. Материалы разработаны с учетом межпредметных связей при изучении учебных предметов гуманитарного, математического и естественнонаучного, историко-обществоведческого и социокультурного образования. Содержание каждого из представленных в УМК материалов обращено к отдельному виду функциональной грамотности – читательской, математической, естественнонаучной, художественно-эстетической и др.
Одним из эффективных средств формирования функциональной грамотности является проектная деятельность, предоставляющая учащимся широкие возможности получения новых знаний интегративного характера и их реализации в специально организованных педагогических условиях, а также новые возможности для самовыражения и самореализации.
Включение новых факультативных занятий в образовательный процесс – это перспективная педагогическая инвестиция в будущее подрастающего поколения и общества в целом. Освоение содержания УМК призвано помочь учащимся приобрести необходимые функциональные инструменты для успешного саморазвития и профессионального самоопределения в современном мире.
С целью организации проектной деятельности посредством разработанных УМК рекомендуется выделить из компонента учреждения образования учебного плана учреждения общего среднего образования по одному часу в неделю на каждый класс.
- Факультативные занятия «В мире информации» для V–VI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Изучаем, исследуем, доказываем» для V–VI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультатыўныя заняткі «Шчаслівы беларусам звацца» для V–IX класаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання
- Факультативные занятия «Лестница к успеху» для V–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания*
- Факультативные занятия «Путешествуем без опасности» для VI класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Открой МИР заново» для VI–VIII классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Как это сделано. Технология вокруг нас» для VII класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Правила жизни в мире веществ» для VII–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Выбираем здоровый образ жизни» для VIII класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Человек в мире медиа : как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» для VIII (IX) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Культура иноязычного речевого общения» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык) для VIII (IX) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Искусство и наука» для VIII–IХ классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Я и моя страна в сети Интернет» для VIII–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания*
- Факультативные занятия «Экологическая безопасность и здоровье человека» для VIII–XI класcов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Финансовая грамотность. Анализируем. Планируем. Управляем» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Ремесло историка» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Лик Беларуси: экология и устойчивость» для IX класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Законы физики в жизни человека и общества» для IX–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Предпринимательство в действии» для X класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Межкультурное взаимодействие на иностранном языке» (английский, немецкий, французский, испанский, китайский язык) для X (XI) класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Организую себя, организую других» для Х–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультатыўныя заняткі «Сусвет Тэкст» для Х–XI класаў устаноў адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі, з беларускай і рускай мовамі навучання і выхавання
- Факультативные занятия «Функциональная грамотность: конструируем и проектируем» для X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Информационная безопасность: миф или реальность?» для X–XI классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания
- Факультативные занятия «Что мы оставляем потомкам? (истоки глобальных проблем человечества)» для XI класса учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, с белорусским и русским языками обучения и воспитания*
* Материалы будут открыты после утверждения в установленном порядке
Публикации в белорусских научно-методических журналах по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности
- Адащик, Л. В. Некоторые результаты участия Республики Беларусь в исследовании PISA–2018 по естественнонаучной грамотности / Л. В. Адащик // Весн. адукацыі. – 2022. – № 1. – С. 17–27.
- Адащик, Л. В. Формирование психологической готовности обучающихся к выполнению контрольно-диагностических работ / Л. В. Адащик // Весн. адукацыі. – 2023. – № 6. – С. 28–34; № 7. – С. 28–36. (репозиторий)
- Борщевская, Е. В. Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся в разных странах и регионах мира при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла / Е. В. Борщевская // Весн. адукацыі. – 2022. – № 5. – С. 28–37.
- Борщевская, Е. В. Потенциал учебного предмета «Биология» в формировании функциональной грамотности обучающихся в области здоровьесбережения / Е. В. Борщевская // Весн. адукацыі. – 2022. – № 10. – С. 26–30.
- Валькович, О. Ф. Теоретический аспект формирования функциональной грамотности учащихся с особенностями психофизического развития / О. Ф. Валькович // Пед. наука и образование. – 2022. – № 1. – С. 95–102.
- Волочко, А. М. Читательские умения как основа формирования читательской грамотности при обучении языкам / А. М. Волочко, К. И. Шибаева // Пед. наука и образование. – 2022. – № 3. – С. 54–62.
- Волочко, А. М. Формирование функциональной грамотности обучающихся в области «Коммуникация на государственных языках (белорусский язык, русский язык)» в системе языкового и литературного образования / А. М. Волочко // Весн. адукацыі. – 2022. – № 8. – С. 50–60.
- Горбунова, М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности: подготовка к национальному исследованию качества образования / М. Б. Горбунова, В. И. Короткевич // Весн. адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 5–11.
- Горбунова, М. Б. Некоторые результаты участия Республики Беларусь в исследовании PISA–2018 по математической грамотности / М. Б. Горбунова // Весн. адукацыі. – 2021. – № 6. – С. 5–14.
- Гулецкая, Е. А. Функциональная грамотность младшего школьника: интегративные компоненты / Е. А. Гулецкая, Т. А. Ковальчук // Весн. адукацыі. – 2021. – № 10. – С. 36–46. (репозиторий)
- Давидовская, Г. Э. Формирование функциональной грамотности обучающихся в области искусства в процессе изучения учебных предметов «Всемирная история» и «История Беларуси» / Г. Э. Давидовская // Весн. адукацыі. – 2022. – № 7. – С. 22–31.
- Концептуальные основания формирования функциональной грамотности учащихся в воспитательном процессе учреждений общего среднего образования / В. Г. Стуканов, Глинский А. А., Курбыко З. С., Новик С. Н. // Пед. наука и образование. – 2023. – № 1. – С. 6–13; № 2. – С. 5–11. (репозиторий)
- Костюкович, Н. В. Теоретико-методические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе проектной деятельности при изучении учебных предметов математического и естественнонаучного образования / Н. В. Костюкович, Т. Н. Конашевич, В. Н. Синькевич // Весн. адукацыі. – 2022. – № 6. – С. 13–24.
- Рекомендации по результатам исследования математической грамотности учащихся IХ класса (2021/2022 учебный год) // Весн. адукацыі. – 2023. – № 1. – С. 35–46.
- Рекомендации по результатам изучения читательской грамотности учащихся IV класса (2021/2022 учебный год) // Весн. адукацыі. – 2022. – № 12. – С. 10–28.
- Русецкий, В. Ф. Формирование функциональной грамотности как научная и образовательная проблема / В. Ф. Русецкий, О. В. Зеленко // Весн. адукацыі. – 2020. – № 9. – С. 15–22; № 10. – С. 5–13; № 11. – С. 5–13. (репозиторий)
- Смирнова, Е. Ю. В «поисках» функциональной грамотности: понятийная рамка и воплощение в учебном тексте / Е. Ю. Смирнова // Весн. адукацыі. – 2022. – № 2. – С. 31–39.
- Смирнова, Е. Ю. Формирование функциональной грамотности обучающихся в области работы с информацией в процессе факультативных занятий «Человек в мире медиа: как не потеряться в эпоху фейков и мейнстримов» для учащихся VIII (IХ) классов /Е. Ю. Смирнова, Г. Э. Давидовская // Весн. адукацыі. – 2023. – № 3. – С. 26–33.
- Стуканов, В. Г. Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы в процессе воспитательной работы / В. Г. Стуканов, А. А. Глинский // Весн. адукацыі. – 2023. – № 9. – С. 41–47.
- Темушев, С. Н. Особенности формирования функциональной грамотности обучающихся в разных странах и регионах мира в процессе обучения истории / С. Н. Темушев // Весн. адукацыі. – 2022. – № 2. – С. 40–50; № 3. – С. 19–26; № 4. – С. 36–42.
- Темушев, С. Н. Потенциал учебных предметов историко-обществоведческого образования в формировании у обучающихся экологической грамотности / С. Н. Темушев // Весн. адукацыі. – 2022. – № 11. – С. 23–31.
- Тиринова, О. И. Концептуальные основания формировании у учащихся начальных классов функциональной грамотности в области работы с текстами и информацией, в том числе цифровой / О. И. Тиринова // Весн. адукацыі. – 2023. – № 1. – С. 12–21.